Часть1: Ямунотри.
Часть2: Ганготри.

Кедарнатх – обитель Господа Шивы в Гималаях.

Глубоко в горах, посреди долины Кедарнатх, в окружении панорамы заснеженных пиков, на высоте 3583м стоит храм, в котором находится сваямбху (самопроявленное) божество Шива-Лингам. Это один из 12 джьотир лингамов (проявленных из света) – важнейших мест паломничества, расположенных по всей Индии. В Кедарнатхе Шива проявляется в своей аскетичной форме – здесь мало кислорода, дуют пронизывающие ветра, а летом кроме небольшой травяной подстилки ничего не вырастает. Могучий пик Кедарнатх (6 640 м) неприступной стеной возвышается над храмом.

«Кедар» означает «террасы» – ступенчатые, искусственно возведенные поля для выращивания злаковых культур в условиях высокогорья, а «Натх» – «повелитель», т. е. «Кедарнатх» означает «повелитель, создающий все условия для роста и созревания каждой обусловленной души в этом мире». Здесь Шиве поклоняются как йогу-мистику и покровителю всех йогов. Паломничество в это место дарует неисчислимые блага и благословления, упомянутые в «Сканда пуране», «Шива пуране», «Гаруда пуране», «Кедаркальпе», «Махабхарате». Ради даршана в Кедарнатх приходили 5000 лет назад, после битвы на Курукшетре, и братья Пандавы, чтобы получить прощение за грех убийства родственников и брахманов. Еще более древняя легенда гласит о том, что именно в Кедарнатх удалился Господь Шива, после того как его супруга Сати сожгла себя мистическим огнём. Переродившись как Парвати, вечная спутница Господа Шивы Ади Шакти совершала аскезы в Гаурикунде, ожидая, пока Шива обратит на неё внимание. В тех же местах расположен и древнейших храм Триюг Нараяны, где состоялся их свадебный обряд, а также еще около двухсот святилищ Махадева, самые значимые из них упомянуты в древних писаниях, и самые доступные из них – это Гаурикунд, озеро Чаробари тал, озеро Васуки тал, храм Бхайронатха или Калабхайравы, место самадхи Ади Шанкарачарьи.

Недалеко от Кедарнатха находится источник реки Мандакини, которая берёт своё начало из ледника Чоробари и соединяется в Рудрапраяге с Алакнандой. Обе реки являются составными частями Ганги, которая, стекая из высших миров на Землю по волосам Господа Шивы, разделилась на несколько потоков.

Храм открыт только шесть месяцев в году. В зимний период храм и дороги к нему закрывают, а само божество со специальной церемонией переезжает на «зимнюю квартиру» в городок Укхиматх. Весной открытие храма празднуется в благоприятный день Акшая Тритья — этот день выпадает в период с последней недели апреля по середину мая, и Кедарешвар торжественно возвращается в свою обитель.

Гаури кунд (купель Богини Гаури) – первое, самое сакральное место на пути в Кедардхам, находится в одноименном поселке Гаурикунд 1980 м, из которого начинается пешее восхождение к храму Кедарешвара. В Пуранах описывается, что в этом месте Богиня Гаури томилась, дожидаясь своего совершенолетия, перед тем, как стать супругой Господа Шивы. Вода в кунде является целебной и обладающей многими мистическими свойствами. Это место особо почитается шактами (последователями культа Шакти), также притягивает оно и тантриков, магов, кауликов (последователи эзотерического шиваизма), алхимиков и всевозможных колдунов, использующих воды кунды в своих зельях и ритуалах. Здесь паломники проводят пуджи и огненное арати, поклоняясь Матери, читают Девимахатмью (700-стишие Богини Дурги), Шивамахимна-стотру Пушпаданты (Гимн о величии Шивы), а затем начинают подъем в Храм Кедарнатх. В трех километрах от кунды находится Мунд Ката Ганеш — то самое место, где после известных событий, описанных в Шива пуране, сын Шивы и Парвати обрел голову слона и стал любим и почитаем всеми как Ганеша.

Храм Кедарнатха был возведен около пяти тысяч лет назад легендарными братьями Пандавами. После 18-ти дневной братоубийственной войны, в которой погибло около 600 миллионов человек с обоих сторон, а победителями стали Пандавы, братья чувствовали вину за гибель всего рода Кауравов, приходившихся им кровными родственниками. Риши Вьяса, составитель Четырёх Вед и дед Пандавов, дал указание братьям идти в Каши (Варанаси), чтобы получить даршан Шивы и попросить о прощении греха братоубийства. Но Шива не захотел появляться перед братьями и ушел в Гималаи в Гуптакаши, но Пандавы и там нашли его. Тогда Махадев обернулся белоснежным быком и смешался со стадом коров, пасущихся в долине Кедарнатх. Братья, обладающие божественной интуицией, обнаружили его в стаде, и тогда могучий Бхима, расставив ноги, стал прогонять быков под собой. Шива не мог позволить оседлать себя и ушел под землю, оставив на поверхности только свой горб, окаменевший в виде лингама. Пандавы совершили поклонение, и удовлетворенный настойчивостью братьев, великий Шанкара явился перед ними и отпустил им все грехи. Другие части тела Шивы в образе быка, а именно — лицо, живот, руки и волосы, проявились в округе в виде лингамов и стали называться Рудранатх, Мандхмахешвар, Тунганатх и Кальпешвар. Вместе с Кедарешваром эти места стали известны как Панч Кедар, или пять проявлений Господа Шивы. Паломничество к этим пяти местам является Маха-тиртха-ятрой, дарующей освобождение не только паломнику, но и всей его семье и предкам. Храм Кедарнатх со времен Пандавов не раз перестраивался и реставрировался. Последняя крупная перестройка была проведена великим Гуру Шанкарачарьей в VIII веке. Через некоторое время он ушел в Махасамадхи, удивительным образом войдя в скалу, что за храмом, и оставив там лишь свой посох. Сейчас в память о том событии на этом месте стоит стелла.

Храм построен по всем правилам васту из многотонных монолитных камней, а перед храмом стоит большая фигура быка Нанди, также сделанная из монолита. Современная наука не даёт ответ, как столь огромные и тяжелые камни были доставлены сюда в те времена, когда и намека не было на горные дороги. О местном происхождении строительного материала и говорить не приходиться – мягкие здешние породы земли, подверженные эрозии под воздействием воды и ветра, полностью это исключают. Еще одну загадку для ученых представляет надпись на языке брахми, сделанная по периметру храма. Со стороны южного входа в храм, нас встречают два стража (Дварапала), бык Нанди (вечный спутник Шивы) и мурти Ганеши. С обратной стороны храма находится Амрита-кунда, в которую стекает чаранамрита – жидкость, получаемая после Шиваабхишеки, которая считается нектаром бессмертия (амритой). При входе в первую большую залу можно увидеть мурти Нараяны и Лакшми, его супруги, а также скульптуры пятерых Пандавов с их супругой Драупади.

Далее следует гарбха-гриха — алтарная часть храма, символизирующая лоно Матери, в которой и находится сваямбху джьотир Лингам Господа. Весной, когда храм открывается после шести месяцев зимнего сезона, пуджари каждый год наблюдают удивительную картину: все подношения и цветы остаются свежими в течение этих шести месяцев отсутствия людей и, кроме того, акханда-дипа (лампада на алтаре) продолжает гореть также, как и полгода назад перед закрытием храма. Британские чиновники в свое время проверяли это чудо в течение трех лет, и тоже безуспешно.

Узкая тропинка, петляющая на одном из холмов, ведет к озеру Чорабари Тал, по форме напоминающему череп и расположенному на высоте 4000 м. Озеро также называют Ганди-саровар, потому что после кремации тела Махатмы Ганди часть пепла развеяли над водой. В этом месте начинается Махапатх – путь в небеса.

В писаниях сказано, что прах людей, развеянный здесь, гарантирует им освобождение и Шивасаюджью, и небосновательно, ведь по легенде именно отсюда отправился в свой путь на небеса старший из братьев Пандавов. Даже и в наше время желающие обрести освобождение из круговорота рождения и смерти бросаются вниз с близлежащих утёсов. Летом, в месяц Шраван, на озере распускаются удивительные по своей красоте лотосы, поэтому также говорится, что в этом месте получил свое рождение Брахма.

Неподалеку находится храм Калабхайравы, расположенный под открытым небом на выступе одной из скал. На небольшой площадке установлено несколько древних мурти Бхайравы (гневного воплощения Господа Шивы), а также место для ягьи (проведения огненных жертвоприношений). Божество является защитником этих мест, особенно в то время, когда поклонение Джьотир Лингаму переносится в Укхиматх. С этого места открывается прекрасный вид на долину Кедарнатха и окружающую панораму гор, белоснежные облака проплывают мимо на расстоянии вытянутой руки.
Путь к храму Кедарнатха длиной около 26 км лучше всего пройти пешком, как из почтения к Шиве, так и из соображений безопасности – резкий подъем на высоту на вертолёте из Гуптакаши может вызвать приступ горной болезни. Даже Господь Вишну, желая посетить Господа Шиву в его обители, оставил Гаруду и свою колесницу (это место на пути к Кедарнатху называется Гаруд-Чатти ашрам) и дальше проделал путь пешком.

Присоединиться к путешествию к четырем гималайским вершинам осенью 2020