Автор текста — Елена Гордишевская

Контроль эмоций может быть двух видов:
— высокий уровень: вы уже нашли свой центр и можете долго и устойчиво в нем находиться. Пребывание в центре – это состояние нерушимого спокойствия, отрешённое созерцание, отсутствие потребности будоражить рецепторы яркими переживаниями, будь то вкусовые ощущения, эмоции, интеллект или сексуальные ощущения.
Такое состояние должно быть сначала пережито (инициация) спонтанно, чему служат природные места силы или святые места, когда вы настолько переполнены тонкими ощущениями, что повседневные вкусы забываются, а их привлекательность меркнет в сравнении с внутренней наполненностью и самодостаточностью.
Этот старт особенно благоприятен в среднем возрасте, когда вы еще не истощили запасы нервной системы и физического тела, и вас не мучают болезни, но при этом достаточно уже поиграли со всеми указанными выше ощущениями.
Вторая предпосылка – импульс к внутренней трансформации – также может прийти извне: неудачи в отношениях с внешним миром, как бы они ни выражались: в виде пищевых расстройств, личных неурядиц, проблем на работе. Это внешнее событие вас, как богатыря на распутье, может направить по одному из двух путей: пойти внутрь и включить поиск решений в своей личности, или пойти наружу и вылиться в критику окружающего мира с неизбежным последующим разочарованием.
Эти два условия – переживание трансцендентного опыта, который не может быть сведён к биохимическим реакциям мозга и объяснён логически, и принятие необходимости внутренней трансформации, — становятся основанием, на котором ведётся поиск и простраивание внутреннего стержня. Внешне это достигается через боевые искусства, которые приучают к дисциплине, отсутствию жалости к себе и умению не сдаваться в случае неудачи; через плавные медленные движения тайзци или йоги, которые снимают перевозбуждение нервной системы, учат терпению и постепенно подготавливают психику к состоянию погружения в себя; через практику дыхательных упражнений или пропевания мантр/сутр, где ещё больше тормозится внешняя активность и закрепляется состояние внутренней сосредоточенности, удержание внимания на выбранном объекте, а тело и психика учатся распознавать всё более тонкие вибрации; и, наконец, через практику тихого сидения, в которой больше не используются никакие внешние подкрепления, а состояние погруженности становится самоподдерживающим.
Все эти процессы должны протекать только на благорасположенном эмоциональном фоне, поэтому на всех этапах выявляются и корректируются деструктивные состояния психики: агрессивность, злонравие и желание причинить боль другому человеку – на этапе занятий боевыми искусствами; раздражительность, гневливость – на этапе тайцзи и йоги, беспокойство ума — на этапе дыхания и пропевания, для чего необходим объективный наблюдатель, наставник, который может указать на проявленное искажение и помочь скорректировать его.
Прошедший этот путь вновь оказывается на перепутье: или продолжать погружение во всё более тонкие энергии, уходя всё дальше от повседневности и обычного мира, или снова вернуться к началу, и выполнять все предыдущие действия, но уже с позиции осознанности и внутреннего понимания этих процессов. Первый путь – монаха, второй – мастера.
Возвращаясь к контролю эмоций: когда достигнуто устойчивое состояние центра и распознавание энергий, участие в эмоциональных играх становится осознанным – вы можете проявлять любую эмоцию, которая необходима по ситуации, но не попадать под её влияние, теряя свой центр. Поскольку такое умение выросло из фундамента кропотливой внутренней работы, вы не становитесь безжалостным манипулятором, используя свою силу для эмоциональной раскачки других людей. Наоборот, испытав на своей шкуре, что такое страдание, и сумев выйти из этой мёртвой петли жалости к себе, вы сможете, из сострадания и понимания, действительно помогать людям, если такая задача перед вами вообще стоит.
Пока этот путь не пройден, эмоции лучше всего воспринимать как тонкий вид алкоголя: они захватывают вас и опьяняют на какой-то момент, но неизбежно выветриваются, оставляя с похмельем и необходимостью уже отрезвленным вновь общаться с теми, кого вы обидели в эмоциональном угаре. Как и с другими сильнодействующими субстанциями, перед которыми ваша психика пока бессильна, следует проявлять осторожность и не подвергать себя риску быть захваченными ими, для чего необходимо отрегулировать свою ежедневную активность:
— не злоупотреблять событиями, которые неизбежно повлекут эмоциональные выбросы – спортивные матчи, концерты, фильмы, политические дискуссии, обсуждения личной жизни и поведения других людей, а также с осторожностью общаться с личностями, которые намеренно провоцируют окружающих на сильные эмоции;
— изучить свои слабые места: что легче всего выводит вас из равновесия – несправедливость, критика, претензии, пренебрежение; какие эмоции вас захватывают легче всего — обида, гнев; как долго они вас держат под контролем и что может помочь переключить внимание, освободить психику от состояния захваченности эмоциями – массаж, горячая ванна или холодный душ, прогулка или интенсивная физическая нагрузка.
Простраивая таким образом своё внешнее поле деятельности, вы избегаете моментов психологического истощения и энергетического опустошения, выравниваете общий эмоциональный фон своей жизни, становитесь более комфортными и эффективными в деловом и личном общении. Такая базовая культура общения, конечно, не исключает необходимости внутренней проработки эмоциональных всплесков и их триггеров, но без создания благоприятного эмоционального климата приступить с внутренней работе и удержаться в ней будет гораздо сложнее.