Хома, или агнихотра, — огненное жертвоприношение, которое является неотъемлемой частью ведической традиции и до сих пор выполняется в Индии, как в храмовом поклонении, так и в домашнем. Огонь выступает в качестве посредника и лучшего средства донести свою молитву и благодарность до богов. Поэтому первый стих Ригведы посвящен Агни, дэву огня: «Я восхваляю Агни, лучшего среди жрецов, Бога, совершающего жертвоприношения». В том месте, где правильно совершают хому, воцаряется благоприятная атмосфера, дающая благо всему живому, — и людям, и животным, и растениям. Хома, совершаемая в правильном умонастроении, – это очень естественный способ взаимодействия человека с Природой, и Природа откликается с радостью.

Часто часто хому называют другим словам – « ягья » или «яджна». Хотя хома действительно по своей сути является ягьей, и ее можно так называть, все-таки понятие ягьи несколько шире, чем огненное жертвоприношение. Ягьей может быть любое действие, плоды которого посвящаются божеству. И вовсе не обязательно, что ягья – это огненный ритуал . Ягьей может быть творчество, проповедь, служение людям, благотворительность или уборка храма.

Несмотря на большое разнообразие видов хомы, существуют некоторые общие моменты. Например, огонь никогда не должен гаснуть до завершения ритуала, это неблагоприятный знак. поэтому дров нужно запасти достаточное количество. Они должны быть сухими, чистыми, без большого количества сучков, без насекомых, и без слишком толстой коры.
Углубление в земле или специальная основа, где горит огонь во время хомы, называется кунда. Когда хому проводят на открытом воздухе, чаще всего для образования кунды используют кирпичи, иногда мрамор и другие камни, хотя вполне можно просто выкопать небольшое углубление в земле. Можно использовать и металлические кунды, которые иногда устраивают так, что в них можно совершать хому в помещении. В ведических ягьях кунда может иметь различную форму: она может быть квадратной, прямоугольной, круглой или треугольной, но в большинстве случаев кунда имеет квадратную форму и правильно ориентирована по сторонам света. Квадрат символизирует устойчивость. Если кунда треугольная, то в сторону жреца должен быть направлен один угол. Дрова укладываются либо в форме четырехугольной пирамиды, либо в форме треугольника, либо составляют из них другие сакральные геометрические фигуры.
Жрец, проводящий хому, должен выбрать правильное направление в соответствии с целями ритуала. Север – наиболее духовное направление, а также направление, управляемой Куверой, богом богатств. Восток – наиболее благоприятное направление для обретения счастья, мира, начала новой жизни и земных благ; управляется Адитьей. Запад управляется богом воды Варуной и связан с растратами и потерями, а юг управляется богом смерти Ямой, и южное направление связано с деструктивными силами. Лучшим направлением для проводящего хому является восток и север. Для остальных участников ягьи выбор направления менее важен, за исключением особых случаев (например, в случае свадьбы молодожены должны сидеть лицом на восток).
Огонь следует разжигать не напрямую спичками, а от предварительно зажженного источника огня – это может быть масляная лампада или свеча, от которой с помощью лучины или палочки благовоний зажигаются дрова в кунде. Для разжигания огня не следует использовать бумагу; для этих целей можно использовать камфару, помещенную в центре кунды под дровами, сухую траву или тонкие ветки. Ни в коем случае нельзя бросать бумагу, мусор и другие посторонние предметы в жертвенный огонь. Жертвенный огонь рассматривают как уста божества, и в него помещают лишь те компоненты, которыми «кормят» божеств. Рукоятка ложки, которой льют гхи (топленое масло) в огонь, должна быть удлиненной, чтобы не обжигаться.
Перед возжиганием огня совершается ачаман – символическое очищение водой, – а также специальные мудры (жесты руками), смысл которых в том, чтобы пригласить божество прийти и принять подношения.

Джйотиш пандит Бхагавата дас более 15 лет провёл в Индии в служении и постижении духовного знания, уже почти 40 лет соблюдает свою садхану (духовную практику).

Хома 8 января 2022